Ненецкие народные приметы

Суеверия и приметы тундровых ненцев берут своё начало с древности, когда человечество не обладало практически никаким запасом научных знаний

NO-NB_BLDSA_FN_g03f023 001

Ненцы смотрят на природу как на существо одушевлённое. Она живая: чувствует, ощущает, может обидеться на неправедные действия человека, может помочь.

Если охотник проявляет должное почтение к божествам, духам, соблюдает установленные запреты, то духи-покровители животных посылают дичь. Пища, предназначенная для духов, разнообразна: запах жертвенного угощения, кровь жертвенного животного, бескровное жертвоприношение в виде лоскутков сукна, монет и т. д.

В тундре жизнь оленевода была обставлена многочисленными обрядами. Ненцы верят, что духи-покровители и духи-помощники обеспечивают успех промысла: дают богатый улов, охотничью добычу, охраняют промысловиков или наказывают неудачей за непочтение к ним или неуважительное отношение к добыче. Поэтому, чтобы не стать жертвой стихии, необходимо заслужить расположение духов приношениями и почитанием, чётко соблюдать издревле сложившиеся традиции и правила.

Ненцы уникальны своей самобытностью, их приметы и суеверия относятся к правилам поведения мужчин и женщин, чуму, оленям, погоде. Например, во время грозы нельзя спать – сломаются рёбра. Надо всё время сидеть (Хонё вэва – хэвдыд мардода. Ӈоб” ӈамдеб” тара). Нельзя заводить собаку с улицы – она может внести священную молнию (Пихина мэна вэнеко тюлеба вэва – таркнандахэ’ ту тута). Если идёшь на улицу – покрой голову, а то голова поседеет (Пин’ хэб” платм’ сера тара, ӈэвар сэрӈэ ханта); на нос нарты, которая придерживает нюки чума с северной стороны, нужно положить комок земли, чтобы молния не ударила в чум (Пой’ ӈутопыян’ я’ юмбм’ мэсь тара, хэ’ ту мят’ нива тебвае”эмня). Во время дождя надо поставить на улицу чашку, чтобы было много ягод. После грозы дождливую воду из чашки нужно вылить (Мяд’ си’ нямнаңодяхыдяңэдара тара – ңодяңока ңэңгу. Хыдя’ мюняңэдасарёидм’ ңэрць тара).

Особую роль суеверия и приметы играют в воспитании подрастающего поколения: нельзя бегать, надо ходить спокойно (сюрберцьвэва, янамбовнаядэрць тара), нельзя ходить раздетым на улице – тело станет пятнистым (паркаси” пихинаядэрць вэва, ңаяр падвэңэханта). Такие приметы имеют не только предупреждающий характер, но и прививают детям самоуважение.

В мальчиках родители воспитывают будущих охотников, рыбаков и оленеводов. Он не должен вычищать посуду от остатков еды, не имеет права мыть посуду, иначе будет плохим охотником. Звери и птицы могут услышать скрип посуды, с которой он скребёт остатки пищи, и звон посуды, которую моет, это им не по нраву. Будущий рыбак не ест хвост рыбы, так как может стать неудачником.

В моменты, когда в чуме много гостей, матери кормят детей и отправляют на улицу играть, и если в это время сытый ребёнок становится напротив гостей и начинает смотреть на них, то это свидетельствует о том, что его ожидает сиротство или его родители будут со временем иметь большую нужду. Если гости торопятся, а стол не убран, то хозяйке чума необходимо взяться за край стола, чтобы предотвратить плохую примету – гости могут унести с собой достаток её семьи.

Иногда гости, чтобы угодить хозяйке, начинают помогать ей убирать со стола, однако это непозволительно, потому что гости могут забрать себе удачу в добыче. Поэтому хозяйке необходимо вежливо не позволить гостям так делать.

Правила поведения в тундре существуют для того, чтобы правильно вести себя, не нарушать гармонию в природе.

Ненцы сильно верят приметам. Они для них и запреты, и правила, и предупреждения. Особую роль приметы играли в воспитании подрастающего поколения. Говоря детям: «Не бери палец в рот, ты пока не стал сиротой», — не только предостерегали от угрозы беды, но также воспитывали в них гигиенические, эстетические и этические правила поведения.

С малых лет родители требовали правильно вести себя за столом, предупреждая: «Во время еды нельзя болтать ногой, нельзя зевать, а закончив трапезу, не потягивайся за столом — пища станет безвкусной. Не заметишь, как быстро и бессмысленно будут убывать припасы семьи». А свистеть и петь подавно нельзя за столом — достатка не будет. Как гласит примета, «все пропоешь, все просвистишь».

А о тех людях, которые постоянно жалуются на нехватку пищи и прибедняются, говорят: «Нужда их ждет в ином мире, никто и никогда не будет приходить на могилу этого человека. Невольно он будет забыт навечно.

Будущий хозяин не должен проходить под веревкой, иначе он будет бесхарактерным нюней, вечно сонным и вялым. А также он должен содержать нож в идеальной чистоте, иначе будущая жена будет неопрятной. И девочкам родители делали замечания, если видели после разделки рыбы и мяса грязный инструмент. «Не забывай вытирать нож. Когда ты станешь мамой — будешь неряхой, а детки твои не будут вылезать из грязи и вони», — так строго предупреждали, прививая им правила жизни.

Есть и правила-приметы, связанные с шитьем: — нельзя шить одежду на себе; — если девочка без причины прокалывает и втыкает несколько раз иголкой на себе одежду — это к покойнику; — грех накладывать шов на другой, старый шов, — ослепнешь в будущем.

Частенько некоторые девочки, ожидая, пока мать проверяет качество работы, то ли от волнения, то ли еще по какой причине, начинают ковырять во рту концом ножа. Но это не ускользает от взгляда вроде бы занятой мамы. «Убери изо рта нож, став взрослой, будешь объектом для сплетен и всю жизнь будешь чувствовать себя, как на остром конце ножа», — строго скажет мать, возможно, желая, чтоб дочь не поранилась и не привила бы себе дурную привычку.

С малых лет внушают девочкам об ответственности их роли создательницы нового очага, новой жизни. В течение нескольких столетий благодаря им, прекрасной половине человечества, ненецкий народ создавал, соблюдал и сохранял свои добрые традиции. У ненцев существует почтительное отношение к пище и множество примет, связанных с ней. Вот некоторые правила обращения с ней. — Нельзя смеяться над едой. — Нельзя доедать еду за старыми людьми, будешь болеть. — Если упал кусок, надо бросить его около очага или печки. Это означает, что ушедшие в Нижний мир хотят есть.

Приметы, связанные с бережным отношением к природе, с запретами жизни тундры, которые должны выполняться беспрекословно взрослыми и детьми: — Не мучай зверя, животного, насекомого – тебя могут постигнуть страшные мучения. — Не кидай камни, комья земли или снега в реку, озеро, водоём – ты ослепишь жителя подводного мира и сам ослепнешь. — Не тревожь воду, потому что, не миновать беды- может подняться ураганный ветер, и разбуженная вода может натворить ­много бед. — Не втыкай в землю железные предметы, остроконечные копья без надобности, боль земли – это боль сердца твоего.

Приметы-наказы предков о бережном и осторожном отношении к собственным словам: — Собственный язык может тебя возвысить, спасти в несчастье, сделать виноватым или оправдать. — Доброе слово летит как сокол, лживое слово плетётся мышиными шагами. — Доброе слово лечит душу, злое слово её тяжело ранит.

Валентина Ноженникова по открытым источникам