Край земли со 100-летней историей

Новый Порт — небольшой, по меркам «земли», северный посёлок в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, расположенный на побережье Обской губы (в бухте Новый Порт)

В 1883 году немецко-шведская компания Функа, Мурзейна и Вардроннера основала на севере Ямала факторию Хальмер-седе на берегу Тазовской губы. И уже оттуда, перебравшись в дельту Оби и южной части Обской губы, братьями Вардроннерами в 1891 году был начат товарный рыбный промысел от мыса Ямсако до реки Яда. Именно Вардроннерами были составлены первые карты по рекам Тобол, Иртыш, Обь, Обской и Тазовской губам, а также открыт выход в Обскую губу через Хамманельскую Обь. Вместо единственного в то время пути через Хэ и Ныду по Надымской оби.

После 1917 года перед советской властью встал вопрос об устройстве морских портов, пригодных для торговли с Западной Европой. Была разработана программа строительства новых портов на побережье Северного Ледовитого океана, в устьях Печоры, Оби и Енисея и принято решение о возобновлении работ Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. Обеспечить работы и безопасность товарообменной экспедиции, следовавшей из Архангельска, должны были исследования Обской гидрографической партии.

Новый Порт появился на свет как перевалочный пункт Карских товарообменных экспедиций. В Обской губе местом встречи моряков и сибирских речников поначалу была выбрана бухта Находка. Однако частые штормы и ветры, в губе мешали обменным перегрузкам. В 1920 году отряд гидрографов во главе с большим знатоком северных морей – Алексеем Осиповым обнаружили удобную для судовой стоянки бухту и первым нанесли на карту многозначительное название — Новый Порт.

В следующую навигацию именно в этой тихой бухте с морских транспортов на речные баржи перегружались машины и механизмы, а в корабельные трюмы грузились сибирские товары: лес, меха, масло, рыба. Более подходящего места для смешанных-морских и речных-операций в Обской губе гидрографы не могли отыскать. В 1921 году на месте будущего поселка и появились первые жилые бараки, баня, здание радиостанции.

История сохранила имена первых новопортовцев: начальник первой радиостанции Нового Порта — Николай Дождиков, метеоролог — Дмитрий Мартемьянович Чубынин, учительница — Варвара Филипповна Михайлова.

На лихтере Сибвнешторга Д.М. Чубынин привёз за Полярный круг корову, трёх быков, несколько свиней и двух коз.

В 1928 году в Новом Порту была открыта фактория и сделаны первые шаги к развитию рыбного промысла в губе. Настоящее развитие промышленности началось после 1930 года, когда были проведены научно-промысловые исследования.

1931 год стал переломным для посёлка, был организован Новопортовский промысел Обьгосрыбтреста, который вёл государственный лов осетра и бой белухи. Появились первые постоянные жители — спецпереселенцы из Астраханской области и других областей СССР. Началось строительство настоящего посёлка и первого промышленного предприятия в районе.

23 мая этого же года был организован Новопортовский национальный кочевой Совет, в задачу которого входило проведение мероприятий Советской власти в Ямальской тундре. Там же, в Новом Порту, стал располагаться исполнительный комитет организованного 10 декабря 1930 года Ямальского района.

В 1932 году зимовщики бухты попросили открыть у них начальную школу для детей. Было в Новом Порту несколько зданий и в самом большом из них, двухэтажном, жили они сами — работники рыбозавода, здесь был и кочевой национальный Совет, и столовая. Во втором здании, одноэтажном доме, находился пункт приёма пушнины и магазин. В третьем — пекарня.

Школу открыли в феврале. Под неё был отдан небольшой домик на берегу. В одной комнате жила В. Ф. Михайлова — первая учительница, а в другой был класс с девятью партами.

В 1933 году в посёлке начала работать плавучая рыбоконсервная фабрика. Были построены необходимые цеха: обработки рыбы, консервный, рыбозасольный. Именно с этого времени в рыбопромысловый комплекс была включена Обская губа.

1937-й — пилот М. Михеев впервые посадил «летающую лодку» на речку Шунько-Яха. Так в Новом Порту появилась первая регулярная авиалиния, соединившая его с окружным центром.

1950-е — принято решение о строительстве одного из самых больших в мире естественных мерзлотных холодильников. Разработка проекта и руководство строительством были возложены на Густава Юльевича Бекмана, ссыльно-эвакуированного из Ленинграда в 1942 году.

Строительство продолжалось в течение десяти лет, и было закончено в шестидесятом. Сооружение, представляющее собой лабиринт, состоящий из 20 ледяных пещер-галерей, вырубленных в вечной мерзлоте полуострова Ямал. Его протяжённость — более одной тысячи метров, и рассчитан он на хранение 1780 тонн рыбы.

Население посёлка в своё время работало в двух колхозах — «Коммунар» и «Новая сила», председателями которых были Герой Социалистического Труда Константин Алеевич Вануйто и Папуля Ехеравич Вануйто.

По инициативе казачьей общины, была построена православная часовня, которая стала не только украшением посёлка, но и памятником всем погибшим новопортовцам, воздвигнут поминальный крест в память погибшим во время Великой Отечественной войны ямальцам. В годы ВОВ более четырёхсот новопортовцев ушли на фронт, многие не вернулись.

В настоящее время в селе Новый Порт проживают около двух тысяч человек, из которых более полутора тысяч представители коренного населения — ненцы.

Самой большой организацией в селе является Новопортовская школа-интернат. Первое на полуострове Ямал учебное заведение было создано именно в посёлке Новый Порт. С декабря 1940 г. открыл свои двери интернат для ребятишек кочующего населения. В 1966-м школа-интернат получает статус «средней».

В своё время Новопортовскую школу закончило немало одарённых и талантливых людей, среди них кандидат педагогических наук, первый учёный ненецкого народа, автор школьных учебников родного языка Елена Григорьевна Сусой. Яркий и самобытный поэт Леонид Васильевич Лапцуй, воспевший в своих стихотворениях мудрость своего народа, суровую красоту природы Крайнего Севера.

Новые перспективы, новые возможности, желание новопортовцев жить по — новому и вера в это, вселяет надежду на то, что в скором времени Новый Порт действительно станет новым!

Валентина Ноженникова