«Отличник просвещения»

Педагогу из села Мыс-Каменный присвоили почётную награду

Знак отличия стал очередным в списке профессиональных наград учителя-логопеда Елены Вениаминовны Захаровой. Больше тридцати лет женщина верой и правдой служит на благо отечественного образования, искренне любит и ценит свой непростой, но такой важный труд, называя его одной ёмкой фразой: «Это моё!»

Много лет назад определиться с выбором кем стать в жизни, учителю помогло происхождение из династии потомственных педагогов. С начала 20-го столетия в семье основной родовой профессией являлось воспитание детей. Бабушки, братья, племянники — все служили на ниве отечественного образования, а потому другого выбора у Елены Вениаминовны попросту не осталось.  После окончания школы будущий учитель поступила в Чувашский государственный педагогический институт, а после окончания сразу приступила к преподавательской деятельности.

— В нашей семье разговоров было только про школу, — вспоминает собеседница. —  Уже с детства я имела представление, что такое труд педагога. Знала, что он нелегкий, но выбор свой сделала. После окончания школы поступила в пединстут, родители правда отоваривали, мол, работа сложная, не для всех, но я не послушала и пошла в учителя. 

Начала карьеру будущий логопед с учителя начальных классов. А уже позже, в 2001 году, получила вторую специальность дефектолога. В то время образовательные учреждения испытывали дефицит подобных кадров, а потому работа логопеда была довольно востребована. Как признается мыскаменский педагог, начинать было сложно, рядом не было опытных наставников, которые бы могли дать ценный совет, помочь и поддержать.  Пришлось осваивать работу самостоятельно, методом проб и ошибок. 

– Любая профессия сложна, но она должна быть любимой, вот тогда и сложности не пугают, — рассказывает Елена Вениаминовна. — До того, как прийти в эту профессию у меня уже был опыт работы с  детьми в начальной школе, но не было опыта в области дефектологии. Потому поначалу были небольшие затруднения, не было возможности посоветоваться с коллегами, приходилось все осваивать самой, начинать, что называется с азов.

Работа логопеда требует от человека многих качеств, в числе которых кропотливость, терпение, знание основ психологии. Зачастую в кабинет дефектолога приходят дети, имеющие серьёзные нарушения речи, и ко всем специалисту нужно найти свой подход, установить дружескую атмосферу, заручиться доверием маленького подопечного. Без искренней любви к детям, терпения и доброты справиться с такой специфичной работой попросту невозможно. Потому как к каждому ребенку требуется свой подход. А подобрать такой «ключик» к каждому в отдельности задача не из простых. 

— Терпение, терпение, и еще раз терпение – это самое главное в моей работе, — отмечает логопед. —  Я не могу знать заранее, какой результат меня ждет в том или ином случае. Бывает быстро получается справиться с проблемой, а бывает  месяцами приходится топтаться на месте. Но шаг за шагом мы все же добиваемся необходимых результатов, именно поэтому терпение является главным качеством, которым должен обладать специалист нашей сферы.

Процесс формирования правильной речи, чем-то напоминает процесс ковки, в результате которой выходит «каменный цветок», это волшебство, за которым стоит  нелегкий труд. В условиях Крайнего Севера, где значительную часть учащихся составляют тундровые дети, не имеющие возможность получить услуги логопеда в дошкольных учреждениях учителю приходится навёрстывать упущенное уже в начальной школе. Начинать приходится с самого начала. Главное как признается учитель установить контакт, научить открыто выражать свои мысли и эмоции. Благодаря такому подходу результат не заставляет ждать, уже к середине учебного года из замкнутых и необщительных, воспитанники дефектолога превращаются в любознательных и активных.

—   Очень радуют успехи детей, с которыми я занимаюсь, нравится вселять в них уверенность, помогать им, говоря, что все у них получится, смотреть, как они самостоятельно преодолевают трудности, растет их самооценка, — подчеркивает учитель-логопед.

За каждого из ребят Елена Вениаминовна радуется, как за родного. Искренне радуется каждому успеху, каждому достижению. Подчас успех приходит не  сразу, для этого требуется долгое и кропотливое выполнение  непростых упражнений. Сегодня рабочая программа учителя-логопеда достаточно обширна, предусматривает как  индивидуальные, так и групповые занятия.  На уроках, как правило, отрабатываются речевые навыки, производится постановка речи, устраняются дефекты речевого аппарата. С помощью постоянных занятий исправляются не только серьезные артикуляционные нарушения, поднимается самооценка и школьная успеваемость.

– Если с речью все в порядке, то по русскому языку оценки будут хорошими, а следом за этим предметом подтянутся и другие. Качество усвоения школьного материала поднимется на порядок выше. А это значит, что с таким багажом знаний проще будет отправляться в путь уже взрослой самостоятельной жизни, — делится мнением сотрудник школы-интерната.

Следит за успехами и искренне переживает за своих воспитанников учитель и после завершения лечебного курса. Особенно радуют Елену Вениаминовну творческие успехи детей. К слову, после терапевтических занятий ребята неожиданно открывают в себе способности к литературе и музыке. Школьники ранее не способные чисто произносить обычные звуки теперь с легкостью участвуют в различных творческих конкурсах, занимаются в кружках самодеятельности, не стесняются выступать на большой сцене. Все это — лучшая награда и показатель сложного, долгого и кропотливого труда мыскаменского логопеда.

— Самое лучшее в моей работе  — это результат. Мне повезло,  что я могу наблюдать его достаточно быстро. Видя успех своей работы, получая благодарные отзывы от детей и родителей,  я  искренне радуюсь, что когда-то давно выбрала своей профессией педагогику. Ежедневно получая отдачу от своего труда, я убеждаюсь, что моя работа приносит значительную пользу, это вдохновляет и дарит стимул к дальнейшему развитию и самосовершенствованию, — завершает педагог.  

Оксана Степанова