Возможность тесно общаться с ребенком

Для многих семей с детьми режим самоизоляции стал настоящим испытанием и проверкой на прочность.

На Ямале, как и на всей остальной территории страны, за минувший месяц сотни семей находились в замкнутом пространстве: без школы, детского сада, дополнительных занятий и развлечений. Родителям не оставалось ничего другого, кроме, как взять на себя все функции и волей-неволей быть и педагогом, и аниматором, и тренером.

Главное – спокойствие
Самоизоляция — удивительная возможность общаться с ребенком круглые сутки. Но, как ни странно, именно это оказалось для многих тяжелым испытанием. Запертые в квартире, дети начинают капризничать, встречают «в штыки» родительские указания, требуют того «не знаю чего».

— Столь концентрированного и ограниченного общения, как в эти недели, многие семьи не имели до сей поры, а значит, и роль детско-родительских отношений усилилась многократно, — рассказывает Наталья Сафонова, заместитель директора по воспитательной работе Мыскаменской школы-интерната, педагог-психолог. — Мне кажется, с психикой здоровых детей, живущих в здоровой атмосфере семьи, за месяц карантина существенных изменений произойти было не должно. Потому что здоровая психика способна адаптироваться к нестандартным условиям. Если же изначально существовали какие-то предпосылки и особенности, тогда какие-то проблемы в условиях изоляции способны были ярко заявить о себе. Но по Мысу Каменному ситуация спокойная. Так что условия самоизоляции не изменили наши семьи, все хорошо. К слову, мы совершали рейды по нескольким адресам, которые вызывали беспокойство, и своими глазами видели, что причин для паники нет — люди отнеслись к самоизоляции ответственно и с детьми все в порядке.

Психолог подчеркивает, что тревожные и не слишком социально адаптированные дети рискуют еще больше разувериться в безопасности мира за окном, а это может проявляться, например, в нежелании гулять, общаться с другими детьми, потере интереса к происходящему вне дома.

— Важно сформировать, «освежить» интерес, дать четкие правила и руководства к действию, уточнить, что именно ребенку уже можно делать на улице, а с чем пока нужно повременить. Возможно, на первое время стоит придумать совместные занятия или игры, что сделает переход в социум более плавным, — советует специалист. — Занимайтесь с детьми. В условиях карантина дети больше, чем обычно, нуждаются в родительском внимании и заботе. Поэтому стоит больше сил тратить на совместные игры и занятия. Дома будет нескучно, если ребята проведут время с пользой, например, решая увлекательные задачи, рисуя, занимаясь чем-то интересным. После этого на тревожные мысли и вовсе не останется времени.

За время изоляции родители зачастую всеми силами старались создать ребенку наилучшие условия, выполняя все пожелания и требования, но при столкновении с внешним миром отпрыску предстоит узнать, что далеко не все его требования воспринимаются и выполняются другими, в том числе и детьми.

— При этом развитии ситуации взрослым стоит напомнить ребенку о необходимости договариваться с другими. В помощь — игры, которые изначально имеют четкие правила, — считает психолог.

Нельзя не отметить, что перед учащимися стоит двойная задача, особенно, если речь идет о классах, где не предусмотрена отмена экзаменов. Подросткам предстоит не только справиться с предэкзаменационным волнением и не допустить пробелов в знаниях, но и адаптироваться к новым нормам в общении и не впадать при этом в панику.

Живем не скучно!
К новым условиям дети адаптируются лучше, чем взрослые. Подростки давно овладели интернетом, общаются, играя в компьютерные игры, по телефону, существует и видеосвязь, да и на улицу выходить уже можно. На детей помладше влияет обстановка в семье и поведение родителей. Чем спокойнее родители, тем и дети спокойнее, считает психолог.

Как же проводят время ямальские семьи?
Татьяна Шипунова, с. Яр-Сале, мама двоих детей: «Детство — это самое беззаботное время в жизни каждого ребенка. Насколько счастливым будет ребенок, зависит, конечно же, от нас, взрослых. Их нужно баловать, уделять детям внимание. Если за окном хорошая погода, мы не теряем времени зря — собираемся и всей семьей выезжаем на природу! Недавно отмечали Всемирный день детей, мы традиционно организуем сладкий стол и подарки».

Олеся Салиндер, с. Яр-Сале, многодетная мама: «Каждый день самоизоляции был поводом напомнить детям о том, как сильно мы их любим. Деток хочется баловать, чем-то радовать, и не только в праздники. Конечно, сейчас самое время подвести итоги учебного года, сделать какие-то выводы. А в моем детстве в это время мы уже были на каникулах в тундре».

Лариса Вануйто, с. Сеяха, многодетная мама: «Как правило, семьи у ненцев многодетные. Дети — радость и надежда родителей. Дети учатся долгие месяцы вдали от родителей в интернатах, родители очень скучают и поэтому, время, проведенное вместе, в семье, очень ценно. Не тратят это недолгое время на крики, ругань и упреки. В тундре на детей никогда не кричат, с ними общаются на равных, помогая и подсказывая, подталкивая детей. Поэтому с раннего детства дети оленеводов знают, что такое труд и помощь родителям. Нас у родителей было семь дочерей. Родители мне помнятся веселыми и интересными людьми, и детство они нам подарили счастливое, беззаботное! Я воспитываю четверых мальчишек, они разного возраста и с разными интересами. Стараюсь поддержать увлечения каждого из них, живу их интересами, помогаю определиться с делом, которое им нравится. Любим вместе встречать праздники, устраиваем чаепитие. Обязательно ходим с сыновьями на мероприятия, проводимые в Доме культуры».

Елена Кривошеина, с. Новый Порт, мама: «Дети – цветы жизни, наша гордость, продолжение рода! Наступило лето, какой ребенок не любит лето! Нас у родителей четверо детей: две сестры и два брата. Мы ходили в тундру на пикники, очень любили устанавливать палатки, собирать дрова для костра, вместе играть. Мальчишки гоняли мяч, мы, девчонки как будущие хозяйки собирали траву, «варили» кашки, супчики. Мы и сейчас не нарушаем традиций, стараемся чаще бывать в тундре, только уже своей семьей».

Эдуард Мартазинов, с. Панаевск, отец двоих детей: «Мое детство прошло в 70-80ых годах, мы были и октябрята, и пионеры. Скучать было некогда, всегда находили себе какие-то занятия. У современных детей тоже много возможностей, поэтому занять себя чем-то полезным – не проблема. В такой непростой период не забывайте радовать своих ребят, покупайте мороженое, катайте их на каруселях, развлекайте, проводите время вместе».

В ближайшем будущем вся страна вернется к обычному ритму жизни и дети не станут исключением. Лозунг всех ямальских мам: «Уделим же больше времени общению!» Это поможет и взрослым, и детям легче перенести переход из самоизоляции к обычной повседневной жизни. Это могут быть и настольные игры по вечерам, и собирание кубиков. Главное, чтобы ребенок в любое время мог рассказать о своих чувствах или страхах. А это возможно только в том случае, если между взрослыми и детьми есть доверие и взаимопонимание.

Ксения Яковкина