Унывать ей было некогда…

Таких людей осталось очень мало – так говорят о Софье Яундовне Яптик, жительнице мыскаменской тундры.

В 75-й раз мы встретили весну, подарившую нам Великую Победу. Проходят годы, но мы не можем и не имеем права забывать о подвиге народа, который во время войны ставил все на алтарь Победы. Со временем боль людская утихает — такова природа рода человеческого. Нельзя жить в постоянной скорби, дышать только прошлым. Но память остается, остается навсегда. И это не только память очевидцев тех страшных лет — память фронтовиков и тружеников тыла, память поколения, у которого война отняла детство.

Вот и героиня сегодняшнего очерка, хоть и была еще совсем маленькой, помнит трудные послевоенные времена. Родилась она в 1943 году, в разгар Великой Отечественной войны, в семье оленевода, где ее нарекли прекрасным именем — Софья…

Моя упряжка – жизнь и счастье

С раннего детства девочка познала, что такое кочевье. Отец девочки был умелым оленеводом, отличным рыбаком и охотником. В редких случаях он возвращался с промысла ни с чем. Удача была его верной спутницей, поэтому в семье не знали, что такое голод.

С малых лет Софья была помощницей для родителей: принимала дежурство от папы, чтобы он мог отдохнуть после тяжелого труда, и сторожила своё маленькое стадо оленей. Маленькая, хрупкая, бесстрашная, она не боялась остаться один на один со стадом, не боялась и диких зверей. Природное чутье, а может быть, женская интуиция, подсказывали ей, что она в силах справиться с любыми трудностями.

Из воспоминаний детства: «Природа завораживала: огромная равнина с озерами и озерками, реками и ручьями, непроходимые заросли кустарников и кустарничков ивы и карликовой березки, море мхов и лишайников, ягод и грибов, пестрый ковер разноцветья. Невозможно не любить тундру!»

Софья – очень заботливая дочь, не забывала она и о матери, активно помогала ей по хозяйству. Они с мамой были очень дружны и всегда поддерживали друг друга. Работы в тундре много. Кто родился там, тот это знает. С самого раннего утра и до заката можно не разогнуть спины. Софья любила собирать хворост для очага, но приходилось заниматься и более тяжелой работой, к примеру, носить воду в больших ведрах – это ей особенно запомнилось. Студеная, прозрачная, как слеза оленя, вкусная, напитанная жизнью влага — ценилась каждая капля, ведь ходить за водой, порой бывало далеко, да и нести тяжеленные ведра по мху и кочкам – то ещё удовольствие. Но эти трудности только закаляли, и всё было в радость, потому что просторы – родные, воздух – живительный, близость к природе – максимальная. Это придавало сил.

— Я помню свое детство, свои юные годы. Это были самые тяжелые времена, — рассказывает Софья Яундовна. — Я рано окончила школу – всего 2 класса. Нужно было работать, рук не хватало. Конечно, в то время у меня не было красивых кукол, модных вещей, сладостей… Всего этого тогда в тундре еще не было, но был сахар. Это было великое богатство! Если удавалось раздобыть кусочек, то я была самая счастливая, — с трепетом рассказывает кочевница.

Былые времена закалили характер, сделали ее сильной, мужественной. Унывать было некогда!

Работа и труд все перетрут

Софья совсем юной девушкой начала работать на Новопортовском рыбозаводе. На оленьей упряжке ездила на рыбалку, помогала отцу, чтобы прокормить семью. Она всегда была старательной, сильной и мужественной и в основном выполняла мужскую работу, потому что помощников больше не было. Из рассказов понятно, что тогда юная Софья делала все, чтобы семья жила в достатке и близкие не голодали: зимой охотилась на песцов, и это, к слову, у нее очень хорошо получалось. Белые шкуры песца обрабатывала, высушивала, затем они вместе с отцом их продавали, тем и зарабатывала на еду.

— Помню, как с фактории радостно возвращалась домой с нартами, полными продуктов, — с улыбкой вспоминает рыбачка и охотница бабушка Софья, как любят ласково называть её внучата. — Весной охотилась на куропаток, не всегда хватало хлеба и мяса. Оленей было очень мало.

В то время не было резиновых сапог, и девушке летом приходилось ходить босиком. Позже, когда рыбачила, как и все, начала носить обувь (кисы) из нерпичьей шкуры.

Семья – награда и любовь

В 18 лет Софья вышла замуж за оленевода Лангаси Яптик. И родились у них двое детей — Жанна и Сергей. Но случилось так, что муж рано ушел из жизни, и Софья стала одна воспитывать и «поднимать на ноги» детей. Помощь с воспитанием оказывали родственники супруга — семья брата. Они были бездетной парой и относились к племянникам, как к собственным детям. Софья постаралась дать дочери и сыну хорошее воспитание, вырастить их достойными людьми.

Со временем дети обзавелись собственными семьями. Дочь Жанна живет в Мысе Каменном, сын Сергей — в Яптиксалинской тундре.

— Софья Яундовна прекрасно себя чувствует, но болят ноги и поясница, ей трудно ходить, — рассказывает внучка Мария Яптик. — Поэтому зимнее время проводит в поселке в семье дочери Жанны. А с наступлением весны, когда начинается отел в стаде, она переезжает в тундру, к сыну Сергею. Мы души не чаем в нашей Бабушке Софье — только так ее и называем. Она очень жизнерадостный человек, всегда умеет найти нужные слова, всегда поддержит и словом, и делом.

После каждого человека остается след — его дети, внуки, память о нем, о его делах. Человек – сам творец своей судьбы. О ком-то потомки быстро забывают. Но есть люди, чей жизненный путь является предметом гордости их семей. Так и жизненный путь Софьи Яундовны – пример стойкости и непоколебимой воли, любви к жизни. Она – гордость своей семьи!

Сейчас у Бабушки Софьи 9 внуков, 2 правнука, 2 правнучки. Живет в Яптиксалинской тундре с сыном Сергеем, занимается шитьем национальной одежды и воспитывает своих внуков. Старшие внуки всегда помогают бабушке, ведь она подарила им счастливое детство.

Отдельные слова о ее таланте. Рукодельное мастерство нашей героини поистине поражает. Какие красивые одежды она способна создавать своими руками — просто глаз радуется! Работы уникальны, оригинальны. Образцы изделий мастерицы сочетают в себе аутентичность и индивидуальный творческий стиль.

— Бабушка нас всех «обшивает», одевает, — с благодарностью рассказывает внучка Мария. — Она — знатная рукодельница — учит нас, женщин своего рода, умению обращаться с иглой и работать с разными материалами. Я сажусь к ней поближе, и бабушка рассказывает, объясняет, как нужно правильно выполнить узор, где и как поместить рисунок. На самом деле, тонкостей очень много.

Тихая, скромная, мудрая… Все отмечают необыкновенно красивый тихий голос, доброе сердце и жизнелюбие. Соседки говорят: «Никогда голоса не повысит, жалеет каждую букашку, травинку». Такой знают земляки Софью Яундовну.

Ксения Яковкина

Осталась неделя для голосования за объекты благоустройства

Ямальцы традиционно активны в выборе территорий благоустройства. Более 105 тысяч человек уже сделали свой выбор, это больше показателей предыдущих лет. В числе лидеров – жители Ямальского района и Губкинского.

Дмитрий Артюхов вручил школьникам-знатокам востоковедения путевки в Китай

Губернатор ЯНАО пообщался с участниками первой ямальской олимпиады по востоковедению. Предложение о проведении такого соревнования обучающихся школ внесла салехардский учитель Анна Носова в день профессионального праздника педагогов.

Главное – быть начеку

В этом году снежная погода осложнила работу властям поселения и коммунальщикам. Таких снежных намётов в селе не видели давно. Затяжная зимняя погода со снегом и шквалистым ветром привела к тому, что с изрядной частой в поселении вырастали большие сугробы, и коммунальным службам приходилось трудиться не покладая рук.

На Ямале увеличили штрафы за самовыгул домашних животных

От 2,5 до 4 тысяч рублей, за повторное нарушение - 5 тысяч рублей. В ЯНАО принят закон, повышающий штрафы за самовыгул домашних животных.

На Ямале «солнечный» витамин будут выдавать всем малышам до трех лет

В Год детства на Ямале маленькие северяне до трех лет бесплатно получат «солнечный» витамин Д. Раньше он предназначался только для льготников на амбулаторном лечении.