На счётах абакус

В Салемальском детском саду «Золотая рыбка» особое место уделяется реализации новой технологии по обучению устному счёту.

Внедрение инновационных технологий развития детей эффективно способствует повышению качества образовательного процесса в детских садах. Ментальная арифметика является одной из самых молодых и перспективных методик детского образования. Она способна развить умственные способности ребенка настолько, что любые арифметические задачи станут для него простым и быстрым вычислением в уме.

Так, в детском саду «Золотая рыбка» успешно внедряется технология развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на счётах абакус (соробан).

— В возрасте 4-12 лет происходит самое активное развитие мозга у человека. Доказано, что в этот период мозг детей наиболее пластичен, поэтому обучение нестандартным методикам следует начинать именно сейчас, — считает Мадина Гедиева, заведующая детским садом.

Данный предмет в дошкольном учреждении Мадина Борисовна начала преподавать с сентября прошлого года. Занятия проводятся в подготовительной группе, с детьми 6-7 лет.

— Известно, — продолжает педагог, — что у человека правое полушарие мозга отвечает за творчество, восприятие и создание образов, а левое — за логику. Работая левой рукой, мы включаем правое полушарие, работая правой рукой – левое. Задачей ментальной арифметики является задействовать весь мозг в образовательном процессе. Главными задачами ментальной арифметики являются: концентрация внимания, развитие фотографической памяти, развитие творческого мышления, логики, воображения. В рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который предполагает непрерывную образовательную деятельность, я разработала дополнительный курс развития дошкольников с использованием элементов ментальной арифметики. Этот курс охватывает не только математическую область, но и помогает ребенку в других образовательных сферах.

Свою работу квалифицированный специалист начала с того, что познакомила своих воспитанников с понятием «ментальная арифметика». Педагог рассказала ребятам, что их ждут увлекательные, интересные занятия, и о том, какой их ждет результат.

— Перед работой на абакусе, так называются специальные счеты, мы подготавливаем и тренируем свои пальчики, используя пальчиковую гимнастику, такую как «Птичка и цветок», «Пространственное рисование» и т.д. Эти пальчиковые упражнения не только развивают мелкую моторику рук, но и полезны для координации движений детей, — с увлечением рассказывает специалист.

На занятиях дети передвигают пальчиками косточки на абакусе и, таким образом выполняя задачи по развитию мелкой моторики, они учатся решать арифметические операции физически. Затем они пытаются представить абакус в уме — здесь уже включается образная память. Так дети решают задачи, перемещая воображаемые косточки. Ребенку дается задача — он «вкладывает» цифры в левое полушарие, затем моментально перемещает их в скоростное, правое, полушарие, где цифры преобразуются в картинку. Так создаётся воображаемый абакус. На нем производится решение, и информация перемещается обратно, в левое полушарие, которое конвертирует картинку в цифры и выдаёт ответ.

— Во время работы с абакусом и приемами вычисления на нем я рассказываю детям сказку про двух братьев, — делится Мадина Борисовна. — Именно эта сказка помогает обучить детей правильным приемам и навыкам счета на абакусе. Далее мы продолжаем гармонично развивать умственные способности, и в этом нам помогают карточки-схемы, интерактивные тренажеры, интерактивные игры, ментальные карточки. Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. Задачи представлены в виде игры, и часть занятия обязательно уделяется счету, часть — творческим заданиям для развития внимания, памяти, мышления, логики.

Но и, конечно, на занятии дети успевают побегать, попрыгать, поползать и порисовать, при этом успешно усваивая материал.

Ментальная арифметика проводится в малых группах детей в рамках дополнительных услуг и востребована в группах старшего возраста. Ведь эта технология развивает не только математические способности, но и способствует повышению самооценки ребенка, развивает способность справляться с несколькими делами одновременно.

— Меня в свое время озадачило то, что дети медленно выполняют какие-то задачи, медленно действуют и думают. Им бывает сложно запомнить большое количество информации и быть собранными. Общаясь с педагогами и родителями детского сада по проблемам воспитания, я выяснила, что так проявляются рассеянность и невнимательность, которые приводят к тому, что дети нас иногда даже не слышат. Чтобы исправить ситуацию, я и познакомилась с ментальной арифметикой – программой развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на счетах абакус.

В своей практике Мадина Гедиева использует упражнения, такие как «Гимнастика мозга», кинезиологические упражнения, которые улучшают мыслительную деятельность, повышают стрессоустойчивость, развивают внимание, способствуют самоконтролю, учат ребенка анализировать. Таблицы Шульте помогают определить устойчивость внимания и динамику работоспособности.

Положительная динамика есть — родители наблюдают усидчивость детей, замечают, что их ребенок начинает нестандартно мыслить, улучшается память, что особенно заметно при разучивании стихов и песен к праздникам.

— Чтобы давать знания другим, надо самому регулярно получать их! И это должно быть правилом для каждого, — считает педагог. — Я стремлюсь постоянно познавать что-то новое, так как современная жизнь от нового поколения требует более раннего развития.

Практика показывает, что ментальная арифметика весьма полезна и действенна для детей. Поэтому салемальские воспитанники и дальше будут идти, пусть и маленькими шажочками, но вперед, открывая и познавая новое. Главное, есть интерес, желание, горящие глазки.

Валентина Ноженникова