Без них — никуда!

С 3 по 16 февраля в Новопортовской школе-интернате прошёл «Урок цифры», посвящённый разбору понятия «персональные помощники», их характеристикам и областям применения.

В повседневной жизни мы не пишем программы для запуска стиральной машины или включения музыки. Для нас их уже разработали настоящие профессионалы. Однако связь Интернета со всё большим количеством предметов (создание так называемого Интернета вещей, появление умных холодильников, кондиционеров, обогревателей, умного дома), когда устройства получают возможность передавать информацию друг другу, приводит к появлению огромного разнообразия взаимодействий, и нужен простой интерфейс для управления такими сложными системами.

Хотим мы того или нет, прогресс не стоит на месте, он прочно вошёл в нашу жизнь. Помимо этого, растёт количество приложений, затрагивающих самые разные сферы жизни. Чтобы облегчить взаимодействие с ними, появляются суперприложения, объединяющие в себе несколько обычных приложений, иногда — десятки. Но с дальнейшим ростом нужен принципиально новый интерфейс взаимодействия с системой приложений. Таким интерфейсом взаимодействия со сложными системами — приборов или приложений — являются персональные помощники.

— Персональные помощники – программы на основе искусственного интеллекта, способные выполнить определённое действие в ответ на команду пользователя. Например, мы с вами привыкли узнавать в Интернете погоду, при этом у прогноза есть чёткая структура запроса — нас интересует место и время. Поэтому персональные помощники отлично справляются с запросами вида «Какая погода в Новом Порту завтра»? У «Алисы», например, уже есть более 80 тысяч навыков, большая часть которых создана вне Яндекса, — комментирует Татьяна Новикова, учитель информатики в МБОУ «Новопортовская школа-интернат среднего общего образования имени Л.В. Лапцуя».

На уроке учащиеся разбирались, как при помощи интерфейса персональный помощник взаимодействует с устройствами и сервисами, а также обсудили понятие «персональные помощники», актуальность их использования, привели примеры. Ребятам был предложен для просмотра видеоролик, рассказывающий о персональных помощниках.

В онлайн-тренажёре учащиеся выполнили задания, связанные с персональными помощниками, областями их применения и их устройством. В зависимости от класса ученикам были предложены разные задания: для учеников 1-4 классов — задания «Дом» и «Огород»; для учеников 5-7 классов — задания «Дом» и «Чат-бот»; для учеников 8-11 классов — задание «Устройство персонального помощника».

Для стороннего наблюдателя некоторые названия кажутся не совсем понятными, и уж тем более не ясно, как все это работает. На самом деле, все гениальное — просто. Немного подробностей: в задании «Дом» появляется изображение комнаты, на котором необходимо найти активные (кликабельные) объекты, которые потребуются для выполнения запроса. По сюжету задания, Скобцу подарили умную колонку, и он, вместе с друзьями, исследует её возможности.

В задании «Огород» ученик с помощью персонального помощника приводит в работу футуристичное умное устройство, которое позволяет ухаживать за растением (клубникой): поливать его, освещать или защищать от ветра. Тем самым ученик помогает бабушке Скобца ухаживать за огородом. Для выполнения задания необходимо составить программу, которая позволит умному устройству осуществить именно тот набор функций, который необходим в заданных условиях. Каждая команда построена в парадигме объектно-ориентированного программирования: сначала указан объект, потом метод, затем параметры данного метода.

В задании «Чат-бот» ученику необходимо научить чат-бота отвечать на его запросы в соответствии с его ожиданиями. Для этого необходимо составить блок-схему, отражающую ответы чат-бота в разных сценариях. Ученик перемещается между окнами с блок-схемой и диалогом с персональным помощником. После заполнения пустых блоков в блок-схеме ученик нажимает «Запустить тестирование» и возвращается в окно диалога, где запускает программу нажатием на блок «Чем мне заняться?» Результат работы программы соответствует собранной блок-схеме.

Задание «Устройство персонального помощника» включает в себя три части:
1. Составить схему этапов, которые проходит запрос к персональному помощнику при его обработке.
2. Выстроить путь для запроса через блоки внутри персонального помощника.
3. Пройти тест на проверку знания основных этапов работы персонального помощника.

В конце урока ученики поделились эмоциями от полученного опыта, сформулировали выводы, ответили на вопрос: «Появление каких функций можно ожидать от персональных помощников в будущем?»

«Урок цифры» — это не просто всероссийский образовательный проект! «Урок цифры» — это возможность получить ценнейшие знания, которые обязательно пригодятся в жизни. Подобные уроки помогают существенно повысить интерес детей к изучению основ программирования, задать верные ориентиры развития в условиях перехода к цифровой экономике. Стоит отметить, что все участники «Урока цифры. Персональные помощники» получили сертификаты.

Ксения Яковкина