«Любите жизнь такой, какая она есть!»

«Мама с отцом приучили меня быть самостоятельной. Все свои жизненные решения, начиная с семи лет, я принимала сама…»

С таких слов начался наш разговор с Анастасией Вэсоковной Ядне (на снимке). Мы встретились с ней в октябре 2019-ого. Тогда меня как корреспондента районной газеты отправляли в командировку, а Анастасия хотела улететь домой, в тундру.

Родилась и выросла она на просторах ярсалинской тундры. Жизнь нашей героини схожа с судьбой ее землячек, которые также кочуют по тундре. В ненецкой семье детей очень рано нагружают взрослыми заботами: уже в четыре года мальчики помогают родителям собирать дрова и следить за оленями, а девочки, особенно в многодетной семье, рано учатся тундровому быту — готовить еду, ставить чум.

— Мы живем в краю белых снегов и долине ямальских рек. Чтобы научиться здесь жить — нужно время. У многих на это уходит целая жизнь, — рассказывает Анастасия. – Выросла я в семье, где было семеро детей — два брата и нас, девочек, пять. Как себя помню, с раннего детства занималась рукоделием, помогали матери шить одежду для братьев и сестер, обшивали всю семью. Помогали вести хозяйство — готовили еду, топили снег, кололи дрова. Братья с малых лет помогали отцу ухаживать за оленями, ходили на рыбалку и охоту. Все умели делать — родители научили, как повелось издавна.

Когда настало время, Настя пошла учиться в Ямальскую школу-интернат. На праздники, как и многие ее одноклассники, возвращалась в тундру, чтобы помогать родителям. После окончания школы поступила в медицинское училище города Салехард. Получив профессию фельдшера, вернулась к привычному образу жизни — начала работать в мобильной медицинской бригаде.

— Все мои родственники, пока позволяет здоровье и возраст, кочуют и никогда не поменяли бы такую жизнь на жизнь в поселке, — объясняет Анастасия. — Геннадий Худи, мой первый брат, сейчас на пенсии. Живет возле Сюнай-Сале, перешел на оседлый образ жизни. 35 лет верой и правдой он отработал в МОП «Ярсалинское». За свою работу получил звание «Ветерана труда ЯНАО». Илья Худи, мой второй брат, сейчас тоже на пенсии, — продолжает героиня. — Большую часть своей жизни отдал оленеводству. Одна из моих сестер, Рая, несмотря на то, что находится на пенсии, все еще работает в оленеводческом предприятии «Ярсалинское». Моя мама сейчас проживает в поселке, она уже не может кочевать с нами. Ей скоро исполнится 90 лет. Вместе с родственниками мы приняли решение отвезти ее в поселок.

В детстве мама рассказывала Насте о жизни в поселках – такой, какой она была раньше. Говорила, что людям приходилось ютиться в маленьких избушках и землянках, где не было ни центрального отопления, ни водопровода, ни электричества, ни связи, ни продуктов питания. И тем не менее, северяне не просто выживали, но успевали и работать, и учиться, и развивать поселения. Сегодня мы привыкли к тому, что в селах постоянно что-то строиться, решаются проблемы социального характера. И плюс ко всему в век высоких технологий человеку стали доступны всевозможные гаджеты: сотовые телефоны, компьютеры и др.

В данное время Анастасия находится в отпуске по уходу за ребенком, но это не мешает ей вести традиционный образ жизни. Зимой, в сильные морозы, они подолгу стоят на одном месте. Оленям приходится рыть снег, чтобы добраться до еды. Летом животные в поисках пищи активнее разбегаются по тундре, и, следуя за ними, приходится переставлять чум чуть ли не каждый день.

— Жизнь в тундре очень изменилась. Сейчас в чумах есть лампочки, стиральные машины, ноутбуки, посуда фарфоровая, телефоны сотовые. А раньше только по спутниковому аппарату могли вызвать помощь. Все стало современней. Только олень в тундре остался твоим настоящим и будущим, – делится Анастасия. — Как говорили еще наши предки: для настоящего тундровика олень — это еда, одежда, транспорт и деньги. Мой муж, Петр Хасевич, работает бригадиром в 19ой бригаде оленеводческого предприятия «Ярсалинское». Более двадцати пяти лет, почти всю свою сознательную жизнь, он провел в заботах по уходу за оленями: выкармливал, отпаивал, лечил. У нас с ним трое прекрасных детей, младшей Асе полтора годика. Все вместе мы каслаем по тундре. Мама учила нас чтить традиции, уважать хлеб, беречь природу, ценить людей независимо от их происхождения. Так и мы с мужем воспитываем наших детей, и это самое большое наше достижение!

Старшей дочери Петра и Анастасии Ядне исполнилось 13, она учится в Ямальской школе-интернате им. В. Давыдова. Вместе со своей девяностолетней бабушкой, девочка живет в Яр-Сале. В свободное от учебы и дополнительных занятий время внучка перенимает от своей бабушки секреты национального промысла. Старшее поколение, как завещали предки, учит молодёжь свято чтить ненецкие традиции: при ручном пошиве сохранять покрой, цветовую гамму и форму национальной одежды. В прошлом году вместе бабушка и внучка сшили национальную ягушку — такой наряд должен быть у каждой ненецкой женщины.

— Моему старшему сыну 23 года, — продолжает собеседница. — Он у нас рано закончил школу, работает оленеводом — помогает отцу вести свое хозяйство. Очень стремится продолжать дело предков — по бескрайней тундре перегонять стада оленей, заниматься древнейшим занятием коренных жителей Севера. Оленевод — это не просто профессия, это образ жизни, это призвание. И у нас, можно сказать, целая династия. Наши знания и умения передаются от отца сыну уже несколько поколений. И я горжусь этим. Так и наш сын — настоящий ненец! Его все время тянет в тундру. Больше двух дней он не может находиться в поселке. Недавно сын женился, со своей женой живут, вместе с нами. Думаю, в скором времени я стану бабушкой.

— У нас в стаде около пяти тысяч оленей, из них три тысячи государственные. Работа мужа всегда требует много сил и времени, — героиня рассказывает о непростых буднях в тундре. — Летом обычно много гнуса. Но это лето прошло спокойно, оленям не было жарко, вредных насекомых было не так много. Правда, осенью начали слепнуть оленята – такое уже случалось и ранее. Мужу не хватает времени, чтобы чем-нибудь заниматься, помимо оленей. Осенью надо добраться до Мыса Каменного, потом обратно каслать — дойти до Надыма. Возле поселков нужно быть особо внимательным! Приходится охранять оленей — из села прибегает очень много собак. Много сил отнимает и «забойка». Но это жизнь…

Основы философской жизни кочевника, на первый взгляд, просты. Но в рутине общих дел необходимо знать многое: как и с чего начинать изготовление нарт, учитывать особенности приручения оленей для упряжки, готовить передового оленя. У женщин в тундре совсем другое предназначение и, в первую очередь, — оберегать и сохранять семейный очаг.

Пока мы общались с моей собеседницей, время ожидания закончилось. Вертолет так и не прилетел — отменили из-за погодных условий. Нам осталось только разойтись каждому по своим делам.

Прошло время. Героиня нашего рассказа сейчас, наверное, живет привычной ей жизнью – кочует, вместе со своими родными, бережет семейный очаг. Может, она уже стала бабушкой… Но мы точно знаем: такой образ жизни кочевники не выбирают – он передается, вместе с молоком матери. Испокон веков тундровики живут так и наслаждаются тем малым, что имеют — это и есть самое главное и важное в их жизни.

Валентина Ноженникова

На Ямале увеличили штрафы за самовыгул домашних животных

От 2,5 до 4 тысяч рублей, за повторное нарушение - 5 тысяч рублей. В ЯНАО принят закон, повышающий штрафы за самовыгул домашних животных.

На Ямале «солнечный» витамин будут выдавать всем малышам до трех лет

В Год детства на Ямале маленькие северяне до трех лет бесплатно получат «солнечный» витамин Д. Раньше он предназначался только для льготников на амбулаторном лечении.

В узелке – смысл

В Ямальском районе продолжают плести маскировочные сети Помощь военнослужащим в зоне СВО – это важное дело, сплотившее всех неравнодушных граждан в акцию «МыВместе». Жители полуострова...

Указом Президента

Наталия Манжула, заместитель главы Ямальского района отмечена почётным званием «Заслуженный работник местного самоуправления» Руководство государства высоко оценило её усердие и преданность делу. Соответствующий указ накануне...

Юные поисковики из Ямальского района откопали на полях сражений несколько военных трофеев

Школьники из Ямальского района продолжают поисковую экспедицию в рамках патриотической акции «Ямал — Вахта памяти». Старшеклассники из Яр-Сале и Сеяхи присоединились к поиску и захоронению пропавших без вести во время Великой Отечественной войны солдат.