Новые тайны старой знакомой

Статья учащегося 1ж класса Ямальской школы-интерната им. Василия Давыдова опубликована в международном научном журнале «Юный ученый».

Несмотря на свой юный возраст, Алан Джафаров стал автором научного проекта «Новые тайны старой знакомой». Помогала ему в этом его классный руководитель Светлана Кокоулина, она же выступила в качестве научного руководителя исследовательской работы. Вместе со своим первоклассником около двух месяцев исследователи вели работу над проектом. Большую помощь в столь сложной работе оказали, конечно же, родители первоклассника.

— Интерес к необычному у Алана ещё с раннего детства, наверное, как и у всех детей, — рассказывает мама Алана Вероника Джафарова. — С шести лет он ходит на факультативное занятие «Юный эколог» в Центр внешкольного развития, занимается у очень хорошего педагога Ольги Анатольевны Бульдяевой. Она прекрасно увлекает детей в мир необъяснимо интересной физики, химии.

Идея написания статьи — это обоюдное решение научного руководителя Светланы Кокоулиной и Алана. Наша родительская помощь   была скорее вторична: где-то помочь, где-то почитать с Аланом и объяснить, в первую очередь, самим себе, — смеется мама.

Так и сложилось, что именно мамины советы и объяснения стали толчком для выбора темы исследовательского проекта. Вода, её состояния и свойства стали основами его опытов.

«Однажды я спросил маму о её любимом времени года и погодном явлении. И вот что она мне ответила: «Я очень люблю осень, за её прекрасную окраску и шум дождя. Почему? — усмехнулась она, — Потому что мне нравится дождь».

Интересно мне тогда стало. Почему дождь? Что в нём такого завораживающего?  

Я узнал, что дождь — это осадки, которые выпадают из облака в виде капель воды. Как образуются облака, я уже знал. Нам об этом рассказали ещё в садике. Но вот о том, что дождь бывает цветным, об этом даже я и не подозревал», — начинает свой проект Алан.

— А дальше все интереснее и познавательнее: много опытов, интересных книг и рассказов о воде, которые читал дома и разбирали с учителем в классе, — делится опытом юный ученый.

— Научно-исследовательской деятельностью я со своими учениками занимаюсь давно, — рассказывает классный руководитель Светлана Владимировна. — Мне кажется, эта работа как раз удовлетворяет потребность детей в познании, дает пищу их природному любопытству, расширяет границы детского сознания. В прошлом году с учениками 4ж класса мы участвовали в школьной научной конференции и опубликовали свои работы в сборнике «Наука — 21 век». Идея послать статью возникла не случайно. С начала года с некоторыми ребятами 1ж класса мы стали готовиться к школьному конкурсу «Я — исследователь».

Алан с дошкольного возраста увлекается естественно-научными экспериментами, всегда с интересом рассказывает о научных открытиях. У него дома много книг, связанных с исследованиями и занимательными опытами. Вот с одной такой книги и началась наша работа. Конечно, у ученика 1 класса еще не сформированы навыки исследовательской работы, и мы только учимся этому. Но учиться, я считаю, надо в деятельности. Поэтому и стали наблюдать, предполагать, искать информацию. Проведение опытов, поиск фактов — часть этой работы, конечно, приходилось выполнять в свободное время.

Статья юного исследователя была отмечена редакционной коллегией журнала «Юный ученый», как работа самого юного ученого по необычной теме исследования с отличным выбором методов исследования.

— Наша исследовательская работа еще только на середине пути, — продолжает руководитель. — Но, чтобы она приняла реальные очертания и в качестве стимула для ребенка, мы решили отправить работу в научный журнал.

Это событие добавило интереса к исследовательской работе не только Алану, но и многим нашим одноклассникам. Впереди самая сложная часть работы: надо структурировать и оформить правильно нашу работу. Безусловно, в силу возрастных особенностей объем работы будет небольшой, стиль представления тоже сохраним детский. Но то, что для Алана эта работа является первыми шагами в увлекательный и удивительный мир науки — это не вызывает сомнения!

Несомненно, такие результаты не могут не радовать. По словам мамы Алана, ребёнок заинтересовался, а дело каждого родителя поддержать любые начинания своего чада.

— Подобного опыта у нас ещё не было, — делится мама. — Но восторг ребёнка это и есть оценка и мотивация для дальнейшего творчества.

Самая большая трудность — это поиск нового неизведанного факта, понимание сущности данного факта, ну и самое главное, объяснить это простым доступным для ребёнка, языке. А поставить опыт — это самое интересное в проекте. Сыну это нравится больше всего, он готов вновь и вновь делать эти опыты, что-то дополнять. Одним словом, веселое занятие.

Светлана Владимировна от начала до конца вела данный проект, и я думаю под ее чутким руководством данный проект состоялся.

За свою интересную и познавательную работу от издательства «Молодой ученый» юный исследователь и его научный руководитель получили свидетельства, подтверждающие авторство опубликованной статьи в международном научном журнале «Юный ученый». А также творческий тандем получил благодарственное письмо за подготовку статьи «Новые тайны старой знакомой» и экземпляр научного журнала.

Всех любопытных и желающих познакомиться подробнее с работой первоклассника — автора научной статьи Алана Джафарова спешим обрадовать. Её можно будет прочесть в ближайших выпусках районной газеты «Время Ямала» в рубрике «Мир глазами детей».

Валентина Ноженникова