Чтобы душа была чиста.

Существует ли в Православном мире такое явление, как терроризм?

К обсуждению этой темы редакция газеты пригласила иерея Иоанна, настоятеля православного прихода храма блаженной Ксении Петербургской села Яр-Сале Салехардской Епархии Русской Православной Церкви.

— Отец Иоанн, что же означает понятие терроризм в православном веровании?

— Мы в Православной Церкви пользуемся теми же понятиями, что и все. Да и вообще, если о чем-то говорить, то понятия должны быть одинаковыми. Что касается терроризма, мы так же берем понятие из известных источников, оно означат систематическую деятельность с применением террора. Как я понимаю, террор – это противоправные действия по отношению к тем или иным лицам, тем или иным организациям, может, даже к тем или иным странам. Эта деятельность направлена негативно на людей.

Понятие террора или терроризма — это обширные понятия, соответственно тут можно разграничивать, наверное, на финансовый террор, вооруженный, моральный. А первое что на ум приходит, это вооруженные действия против людей. Не обязательно, что где-то там проливается кровь, но, допустим, есть пострадавшие, есть жертвы и есть те, кто этот террор осуществляет.

Также сейчас есть такое понятие, что та или иная организация берет на себя ответственность за какой-то террористический акт. Получается, что есть заказчики и по их заказу есть те, кто это исполняет. Им выгодно такое действие. Ели смотреть со стороны верующего человека, то отношение к терроризму, конечно, отрицательное. Потому что, скажем так, терроризм – это зло. А зло – это отсутствие Бога, добра. Бог – источник добра, а источник зла — это свободная воля человека или же ангелов.

Выбор делает каждый человек в своей душе, в своей голове. И не думаю, что людей кто-то насильно заставляет совершать террористический акт. Получается, их подводят к тому, чтобы они осознанно приняли это как данность, мол, вот так это надо сделать, иначе нет другого выхода. По-другому изменить ситуацию якобы невозможно.

— Терроризм – это страх, запугивание, устрашение. Если говорить о заказчике, возникает вопрос: по вашему мнению, зачем это происходит?

— Я смотрю передачи по телевидению, в обществе нарастает какой-то негатив. Ощущение, как будто людей подталкивают к чему то, говорят, если мы куда-то не пойдем, что-то там не сделаем, то ничего не изменится. Подталкивают к какому-то действию.

Я считаю, что террористические акты осуществляются для того, чтобы как-то повлиять на определенную группу людей, может быть, определенного человека. Какая-то группа людей осуществляет террористический акт, который направлен на принятие какого-то решения. Если, допустим, человек не примет этого решения, то эти террористические акты продолжатся, усилятся. Когда человек принимает нужное решение, то все насилия прекращаются. Примеры я приводить не буду, все смотрят телевизоры, многие изучают историю. Тут многим будет понятно, о чем я говорю.

— Что это несет?

— В любом случае это несет больше Зла в Мир. Скажем так, люди настолько испортились, они уже не хотят исправляться. Люди же разные, не надо по одному человеку все общество судить. И Господь, видя благочестивых людей, охраняет и других людей, то есть продолжает жизнь другим людям и вообще всему миру, сохраняет их близких для того, чтобы они могли жить.

— Есть масштабные террористические акты, о которых говорит вся страна и мир. Происходят страшные случаи в детских садах, школах и других учебных заведениях. Можно ли их назвать действием террористов?

— Скорее всего, да. Но опять же в каждом случае нужно разбираться, почему же это произошло. Кому это было выгодно, что этим хотели доказать, как повлиять и на кого? И опять, скажем, нужно выяснить, кто был заказчиком, а кто жертвой. Я не буду судить и разбирать конкретный факт. Но в любом случае, можно говорить о том, что все эти действия, если смотреть глобальнее, были не без промысла Божьего. Если взять точку зрения верующего человека, то есть, Господь хотел показать каким то людям, что если вы не исправитесь, то можете так же погибнуть. В Евангелии к Иисусу несколько раз подходили первосвященники и говорили, что произошло какое-то событие, кто-то кого-то убил. И Господь никогда никого не оправдывал. Ни убийц, так скажем, ни жертв. Он занимал нейтральную позицию, говорил: «Это произошло не для них, а грубо говоря, это — показательные действия для тех, кто к нему обращался, для живущих людей. Он говорил, если Вы не покаетесь, то так же погибнете, как и они». Это, может быть, и для нас знак, что мы должны исправиться, должны стать лучше. Тут сложно говорить.

— Во многих заведениях в связи с антитеррористической безопасностью установлены системы контроля и управления доступом помещения. В местах массового пребывания людей устанавливаются пропускные системы охраны. Как по-вашему мнению, должна ли проводиться такая работа?

— Нельзя говорить, что они бесполезны. Когда заботятся о безопасности людей, это, конечно же, хорошо. Но, как показывает практика, если хотят сделать террористический акт, то находят пути обхода всех систем и делают свое дело.

Есть люди, аналитики, которые говорят о том, если бы была смертная казнь, то намного было бы меньше преступлений. Мол, это служило бы сдерживающим фактором. Было бы такое наказание, то человек возможно и задумался бы и не согласился на уговоры. И подумал бы десять раз над предстоящим поступком и соразмерным наказанием.

— По долгу службы приходилось ли Вам сталкиваться с такой ситуацией, чтобы оградить человека от плохого поступка?

— Если честно, нет, такого никогда не было. Бывали случаи, когда приходилось объяснять человеку, что тот или иной грех причиняет вред или самому человеку или окружающим. Эти грехи, конечно же, нельзя назвать террористическими актами или чем-то еще. Это просто бытовые страсти, которые в человеке живут, и он идет у них на поводу. И, скажем, вредит как себе, так и окружающим.

— Подводя итог, можем ли сказать, что мы находимся далеко от «большой земли», у нас все хорошо и у нас такое не случится?

— Мне кажется, на это надеяться не надо. Нужно быть готовым не тогда, когда беда уже пришла. Лучше так, когда люди знают и понимают, что это так. Например, ну как можно подготовиться к пожару?

Еще раз напомню: Господь обо всех террористических актах знает и, мало того, он их допускает. Другой вопрос, с какой целью? Это, конечно же, надо рассматривать отдельно. Если мы не будем думать о своей жизни, о своих грехах, не будем исправлять свою жизнь, то, возможно, Господь и в нашем районе может попустить к такому, чтобы что-то такое произошло. Всему виной свободная воля человека!

Поэтому всех могу призвать не к тому, чтобы сидеть сложа руки и радоваться, что у нас нет ничего такого и нас это не постигнет. Наоборот, надо работать над собой, обращаться к Господу, чтобы Господь сохранил нас от этого Зла. И, конечно же, улучшать нашу жизнь, не только материальными ценностями, главное — чтобы душа была чиста. Вот этим нужно улучшать жизнь. Тогда, по словам Серафима Саровского, святого православного русской церкви, если мы свою душу очистим, то и вокруг нас люди будут собираться более чистые и светлые и этого зла не будет вокруг нас.

Валентина Ноженникова