В сёлах ждут педагогов.

С начала 2020 года Ямальский район наряду со всей Россией войдет в число участников программы «Земский учитель».

По данным Министерства просвещения, на сегодня цифра нехватки сельских учителей составляет свыше десяти тысяч. Проблема дефицита преподавателей, в первую очередь, связана с нежеланием специалистов трудоустраиваться в маленьких поселках. Особо ярко тенденция прослеживается среди молодых педагогов, которых влекут большие города, наиболее привлекательные с точки зрения карьерных перспектив. В результате провинциальные образовательные организации испытывают кадровый голод, а трудящимся на селе преподавателям зачастую приходиться испытывать повышенные нагрузки, совмещая полторы-две рабочие ставки.

На Крайнем Севере дело с нехваткой педагогических кадров стоит также остро. Даже несмотря на более высокие по сравнению с другими регионами зарплаты, молодые специалисты по-прежнему неохотно едут в отдаленные заполярные поселения.

— Да, у нас имеется определенный кадровый дефицит, — сообщает начальник отдела аналитико-методической работы департамента образования Ямальского района Эрдни Горлеев. – При этом не могу сказать, что проблема обстоит достаточно остро. Да, действительно, многие учителя работают на полторы ставки, но это скорее связано с желанием заработать. В целом, по состоянию на сентябрь 2019 года в школах района на 3527 учеников приходится порядка 650 учителей. Средний возраст преподавателей достигает 45 лет.

Согласно требованиям программы, участниками проекта могут стать учителя со средним профессиональным и высшим образованием. Кандидат на должность должен иметь соответствующую квалификацию, а также быть готовым заключить контракт с образовательной организацией минимум на пять лет. Ранее планировалось ограничить претендентов по возрастному параметру, позже этот пункт программы был пересмотрен, в связи с чем, сегодня на замещение вакантной должности могут претендовать специалисты до 55 лет включительно.

Статистика показывает, что регионы чаще нуждаются в учителях иностранного языка, математики, физики. По словам представителя образовательного управления, ямальские школы наряду со всеми испытывают дефицит этих специальностей. Основную нехватку составляют преподаватели начальных классов, учителя русского языка и литературы, родного языка и информатики. Кроме того, процент нехватки предметников по узким областям знаний варьируется от количества обучающихся. Так, самая крупная образовательная организация «Ямальская школа – интернат» планирует принять наибольшее количество учителей.

Кроме федеральных выплат в размере 1 млн. рублей в рамках программы «Земский учитель», для привлечения педагогов дополнительные меры поддержки оказывают и сами регионы. К примеру, на Крайнем Севере учителей обеспечивают дополнительными стимулирующими выплатами, предоставлением жилья и компенсацией расходов на транспорт.

Говоря о недостаточной обеспеченности сельских школ трудовыми кадрами, нельзя не упомянуть о проблеме технического оснащения. Не секрет, что во многих сельских школах материальная обеспеченность оставляет желать лучшего. К счастью, ямальские школы могут похвастаться обратной ситуацией. Сегодня во всех школьных учреждениях района имеются серьезные технические возможности для обеспечения полноценного качественного образовательного процесса. Во многом этому способствовала реализации программы «Современная школа». В рамках федерального проекта до 2024 года включительно в северных школах планируется обеспечить ряд важных задач, в том числе — внедрение современных образовательных технологий в образовательной среде.

— С материальным обеспечением проблем нет, — подчеркивает специалист образовательного департамента. – Школы укомплектованы необходимым учебным оборудованием. Кроме того, в рамках проекта «Современная школа» в недавнем времени была открыта «Точка роста» в Новом Порту. В ближайшем будущем подобные центры планируется открыть еще в нескольких поселениях района.

По расчетам специалистов важный государственный проект «Земский учитель» привлечет на село порядка четырех тысяч новых кадров. Расширения педагогического состава способно решить проблему сверхурочной нагрузки учителей и повысить качество начального и среднего образования в целом.

– Радует, что Правительство обратило внимание на педагогическую отрасль страны, разработав стимулирующий проект для сельских учителей, — отмечает Эрдни Валериевич. — По моему мнению, со стартом программы удастся если не полностью, то частично решить кадровую проблему на селе. И здесь речь не только о материальном стимулировании, но и в целом о повышении престижа профессии учителя.

 Оксана Степанова