Второй дом.

Начался учебный год. Как же этот процесс идет в интернате, где живут тундровые дети?

Мы посетили один из корпусов Ямальской школы-интерната имени Василия Давыдова, чтобы найти ответ на интересующий вопрос. Нас приветливо встретила Марина Васильевна Сэротэтто, воспитатель группы 4 «А» и 4 «Б» классов.

Жизнь оленеводов – это постоянное перемещение по тундре с одной стоянки на другую круглый год, на одном месте задерживаются не дольше, чем 1-2 месяца. Этот традиционный образ жизни сложно представить нам, обитающим в городах и поселках, но эти семья так живут из поколения в поколение. Да, в чуме сейчас есть телевизор, спутниковая тарелка и прочие атрибуты технологического прогресса, но только сам образ жизни не меняется и не изменится в будущем. Оленей по-другому не разводят.

В летнее время вся семья оленеводов проводит в тундре, включая женщин и детей, в конце августа – начале сентября детей собирают по тундре на вертолетах. Решение отправить ребенка учиться в школу-интернат дается многим родителям нелегко, к тому же не все дети рады учиться вдали от дома.

На сегодня в Яр-Сале пять спальных корпусов школы-интерната, обучаются и проживают в которых 599 учеников. Все воспитанники — представители тундрового населения. Работают с ними день и ночь около ста воспитателей. Для этих ребят интернат является вторым домом, а педагоги весь образовательный период заменяют им родителей.

В самом интернате гостей встречают с радостью. Марина Васильевна провела для нас небольшую экскурсию.

— Детки делятся на группы по классам. Сейчас я работаю с учениками 4 «А» и 4 «Б» классов, всех вместе у меня их 29 человек, – рассказывает воспитатель. — Вообще деление проходит с самого первого момента, как детки поступают на учебу — с первого класса. Сбор учащихся начинается с середины августа, к этому времени мы для наших воспитанников готовим помещение, делаем ремонт и ждем их с нетерпением.

Дети приезжают в интернат из Ярсалинской тундры. Здесь для них созданы самые современные условия, пригодные  и для отдыха и для учебы. В этом году корпус полностью обновили, сделали капитальный ремонт, завезли новую мебель, паласы, шторы. Полностью обустроили комнату отдыха, в котором расположили большой и мягкий диван, уютные кресла-мешки и  современный телевизор. Воспитанникам только осталось обжиться, как говорится, разложить свои вещи по своим местам.

— Для каждой группы в интернате выделен отдельный блок, — продолжает Марина  Васильевна. — Вот мои детки живут большой и дружной группой. У нас отдельные комнаты для мальчиков и девочек. В нашем блоке нет посторонних.

Помещения чистые и просторные, у каждого ребенка свое индивидуальное место.

— Нас в комнате спит 5 девочек. Я с ними хорошо дружу, мы не ссоримся, — показывая свое спальное место, рассказала воспитанница Софья Худи.

Сегодня девочка в хорошем расположении духа, к ней приехали из тундры родители. По рассказам Софьи, их в семье 4 ребенка, она самая старшая. Брат ее еще совсем маленький живет с родителями. Две ее сестры тоже учатся в школе и живут в интернатах, правда, в других корпусах. По выходным ребята встречаются.

— Родители могут посетить своего ребенка в любое время, свободное от учебы, — объясняет воспитатель. — Привозят гостинцы, правда, не все мы можем пропустить. Ограничены СанПином. Дети очень любят такие дни. Они без родителей очень скучают и очень расстраиваются, когда папа и мама уезжают. В такие моменты ты включаешь все свое умение. Отвлекаешь ребенка играми, разговорами и иногда достаточно просто ребенка обнять, и он сам успокаивается.

Деткам некогда скучать, они участвуют в общешкольных выставках рисунков и декоративно-прикладных работ, готовятся к школьным мероприятиям, посещают творческие кружки Центра внешкольной работы.

— Я хожу на кружок «Мир дизайна», – продолжает воспитанница Софья. – А вообще в будущем хочу быть ветеринаром. Я в тундре маленьких телят лечу, ранки им мажу. Когда вырасту, то жить поеду в тундру и животных буду лечить.

Большое внимание в учебном заведении уделяется здоровому образу жизни, многие ребята посещают физкультурно-спортивный центр «Лидер». Денис Худи приехал на учебу вместе с братьями и сестрами. В свои 10 лет любит играть в футбол, но пока только на телефоне.

– Мне не хватает времени для занятий футболом по-настоящему,- продолжает юный спортсмен. – Все моё время      уходит на занятие национальными видами спорта в ФСЦ «Лидер». У меня очень хорошо получается прыгать через нарты. 

Оставшееся от учебы время дети проводят либо в своих комнатах, или же собираются в комфортной зоне отдыха.

— Все вместе мы собираемся очень часто,- продолжает Марина Васильевна. — Обсуждаем, у кого как прошел день, играем в настольные игры, отдыхаем за просмотром телевизора, а чаще всего готовимся к массовым мероприятиям. Сейчас репетируем творческий номер на праздник, посвященный годам Великой Отечественной войны.

Каждый учебный день, в четыре часа дня, дети собираются все в учебном классе. Полтора часа воспитанники с преподавателем выполняют домашнее задание.

— Каждый ребенок всегда чем-то занят, — показывая помещения, продолжал педагог. — Девочки иногда плетут бисером, шьют поделки, мальчики играют в шашки или в хорошую погоду на территории интерната играют в футбол. Самое любимое мероприятие у моих деток, это когда мы празднуем чей-то день рождения. Мы собираемся на нашей общей кухне, надуваем шарики, режем торт, поздравляем именинников, дарим подарки.

Каждое воскресенье воспитанники посещают этностойбище «Лимбя», где с ребятами ведется работа по сохранению традиций коренного народа, с чаепитием в почти родном чуме, где они участвуют в познавательных играх.

— Таким образом, мы стараемся, чтобы каждый наш воспитанник не забывал культуру, традиции, обычаи своего народа и родной язык, — делится Марина Васильевна. — Я сама жила в интернате, вдали от родителей, и знаю не понаслышке как детям тяжело и как важна поддержка. Может быть, поэтому мне с ребятами общаться проще, так как сама все прошла, я понимаю их с полуслова, с одного лишь взгляда.

С одного слова и ребята понимают своего воспитателя. Относятся к воспитателю, как к человеку очень доброму. Дети тянутся к ней, если что-то случается, они делятся с Мариной Васильевной своей бедой, а на праздниках стараются радовать ее рисунком или самодельной открыткой.

Именно такое отношение между учащимися и педагогом мы встретили в интернате. И теперь все встало на свои места, и мы смело можем сказать, что интернат для ребят действительно становится вторым домой!

Валентина Ноженникова