«Мы живем душа в душу».

Анихасово и Антонину под один кров свела сама судьба.

Отмечая в календаре очередную дату свадьбы, мы нечасто задумываемся над тем, что каждый прожитый год со дня заключения брака несет удачу и вечное счастье семье, которая просто завораживает, когда смотришь на счастливых супругов, состоящих в браке больше полувека.

В чем секрет их счастья? Об этом корреспонденту газеты «Время Ямала» рассказала жена, мама, бабушка и прабабушка Антонина Мейковна, кавалер ордена «Мать — героиня».

— Моя жизнь схожа с жизнью моих землячек, которые кочевали по тундре рядом в соседнем чуме, или в соседнем стойбище.

Что такое секрет, я не знаю. Но я знаю, что муж и жена всегда должны быть вместе, помогать друг другу, как хорошая оленья упряжка. Успех жены – быть рядом с мужем, жалеть его, заботиться о нем, делить все заботы пополам. Успех матери – видеть своих детей, устроенными в жизни. У них все хорошо, у меня душа радуется.

У нас с Анихасово 10 детей: семь девочек, три сына. Так же как и у моей матери. Мой муж тоже из многодетной семьи. Хотя, у нас ненцев, нет слова «многодетная», так нельзя говорить. У нас говорят: «У меня детей несколько». В ненецкой семье в чуме всегда должна быть люлька. Вот по этим законам жизни Ямине–хада дала мне столько детей, сколько я вырастила. Когда я была молодая, не задумывалась, сколько детей будет у меня. Всех детей я родила в тундре под наблюдением своей свекрови, только трёх последних в больнице. Как говорят в ненецком народе: «Дети наследуют от родителей самые лучшие качества». Вот и мои дети взяли от нас с мужем самое лучшее качество – трудолюбие. Они любят трудиться, где бы ни работали о них всегда говорят только хорошее. У всех своя работа, свои семьи, нет у нас такого ребёнка, чтобы просто болтался, не работал. Сыновья любят, берегут оленей, это для ненца считает главным богатством. Дочери – заботливые хозяйки, хранительницы чума и дома.

До этих дней жили мы с отцом моих детей в тундре, редко приезжали в посёлок. Иногда бывало, приедем под вечер в гости к детям, да и чтобы утром получить пенсию, снабдиться продуктами. Но после чая, муж начинал собирать домой, тревожился за оленей, приходилось выезжать обратно. Вот такой мой муж, из рода Вануйто!

Мой Анихасово родился 8 октября 1938 года в селе Яр-Сале. Вырос в семье, где родители с малых лет детей приучали к труду. Я родилась 3 мая 1940 года. Место моего рождения поселок Сюнай-Сале. Была старшей дочерью в семье, поэтому с мамой делили все бытовые трудности. Что я, что мой муж, будучи детьми никогда не хныкали и не жаловались, даже несмотря на то, что мы жили во время Великой Отечественной войны. Мы не видели другой жизни, и нам казалось, что всегда так было и будет. Взрослые говорили, что нужно потерпеть и наступят другие времена, тогда все заживут лучше и всем будет легче. А для этого надо выполнять норму и учиться грамоте старым и малым.

Анихасово пошел в школу после войны. Раньше были кочевые школы, но он учился и жил в интернате. Чум родителей стоял недалеко от поселка, и на выходные он всегда убегал в тундру в родной чум, но они его на собаках привозили обратно. Я в школу пошла в 10 лет. Нас привозили родители из тундры в ноябре в школу, а забирали на летние каникулы весной в начале мая. Помню, баня была в землянке, но там было так жарко. Проучилась в школе 4 года, считая нулевой класс. Тогда было две школы: русская и ненецкая. Я, может, и училась бы, но моя двоюродная сестра уговорила оставить школу, объяснила мне, что многие ребята бросили школу и ничего. … И мы не приехали учиться в 4 класс.

С 16 лет уже самостоятельно пасла оленей, помогала своему дяде, мне очень нравилось быть с оленями. В кочевье невозможно жить в одиночку, без взаимовыручки и взаимопомощи. Человек тундры силён тем, что окружён дружной семьёй, доброжелательными соседями. Раньше жили две семьи в одном чуме, каждая семья на своей половине, дети и хозяйки никогда не ссорились, а мужчины и мальчики всё время были с оленями. В наши молодые годы олень считался самым надёжным другом, основой жизни. Поэтому олени никогда не оставлялись в тундре без пастуха, их охраняли круглосуточно. С 19 лет я уже стала работать пастухом в колхозе имени Сталина в посёлке Сюней-Сале. Два года проработала пастухом, на третий год переехала работать пастухом в Ярсалинскую тундру.

Вышла замуж в 22 году за Анихасово. Раньше родители меня не отдавали, уж сильно им помощница была нужна. До женитьбы не виделись, не встречались. Онто, наверно, знал, что меня за него сватать будут. Родители наши переговорили между собой, спросили его согласие взять меня в жёны, через два месяца сыграли ненецкую свадьбу.

У семьи Анихасово оленей было мало. Их олени забрали в совхозы. Сейчас ненцы ещё помнят, в каких бригадах олени их предков, наши в бригаде № 9. Мой будущий муж летом рыбачил, сдавал рыбу в государство, за выполнение плана получал премии. А премии тогда выдавали оленями. Так заработал себе новое оленье поголовье. Я вышла замуж по ненецким законам, мужа будущего не видела, с ним не общалась до замужества. Осенью меня сосватали, к зиме уже я была в новой семье. За меня семья Вануйто отдала моим родителям 10 оленей. Когда девушка выходит замуж, приходит в другой чум, который должен стать её родным, у неё добавляется забот, хлопот. С утра до поздней ночи мы, женщины стойбища, постоянно в работе. Родители моего мужа были очень добрыми людьми, обращались со мной, как с родной дочерью. Хотя я уже была замужем, не забывала о родительском чуме.

Далее мы вместе стали работать в бригаде № 10, в ней работали 41 год до самой пенсии. Раньше пастухи не уходили в отпуска, всё время с оленями, да и было за что, нам ведь за хорошую работу премию давали оленями. Я считаю, что у нас было хорошее время, все жили, все работали ради оленей.

Отец моих детей был постоянно в стаде, а когда приезжал домой, конечно, засыпал «богатырским сном», но перед тем меня предупреждал, чтобы его во столько-то часов я разбудила. Иногда я его не будила, сама шла к оленям, собирала их, отводила на новое место, или просто кружила, собирала и возвращалась домой. Хотя потом, конечно, он возмущался.

Всю жизнь, как помню, мужчины рыбачили, рыбу вялили, солили, заготавливали рыбий жир. Мы женщины собирали и сушили травы. Когда приезжали оленеводы, заготовки меняли на мясо. Так и поддерживали друг друга. Ценнее дружбы для людей того времени ничего не было. В детские игры почти не играли – не хватало времени. Надо было все время помогать взрослым, что-то добывать, делать. Отец рано заболел, и мне пришлось выполнять и мужскую работу. Получалось неплохо, как отец говорил. Мама учила нас уважать хлеб, беречь природу, ценить людей независимо от их происхождения. Так и мы с мужем, воспитали наших детей – это самое большое наше достижение!

Я никогда в жизни не испытывала усталости, может потому, что рядом со мной в жизни есть человек, который всегда помогал мне, думал о нашем благополучии. Сейчас девушки, которые живут в тундре, стараются соблюдать традиции и обычаи нашего народа. Хотя жизнь изменилась, я заметила такую закономерность, девушки – невесты, которых сватают по старинному обычаю, живут в новой семье счастливо и дружно, как мы, которые выходили замуж более 50 лет назад.

Я всё жизнь, как себя помню, с детства занималась рукоделием, помогала сначала матери сшить одежду для братьев и сестер, потом свекрови, свою семью обшивала. Даже сейчас в свободное время шью следки для будущих кисов, рукавицы малиц, узоры для ягушек. Эти сделанные детали всегда пригодятся. Меня никогда не кидает вдохновение, а моё вдохновение в моих детях, внуках, смотрю на них, и душа радуется. Им хорошо и мне на душе спокойно. Жалко, что в своё время я бросила учёбу, может жизнь моя по-другому сложилась бы, хотя как сейчас сложилась, мне тоже нравится. На жизнь свою не жалуюсь, я люблю такой, какая она есть.

Наш девиз с мужем «Не сидеть без дела!». У человека должна быть какая-то работа. Всю свою жизнь я не провела ни одного дня без дела. Я любила работать, никакой работы не боялась. Даже сейчас я живу в посёлке, но до сих пор я занимаюсь рукоделием. Как и раньше шью национальную одежду, помогаю одевать детям своих детей, а их детям внуков и правнуков. Правда сейчас молодежь пользуется больше современной одеждой, но по праздникам все одевают национальное.

Наша дружная семья вместе собирается на День оленевода. На выходные моя дочь Людмила и её муж Михаил везут нас с мужем в гости то к моей сестре Людмиле, то к дочерям. Отец нашего семейства – мой муж очень скучает по оленям, а эти поездки в тундру дают ему отдохнуть от поселковой жизни. Мы с ним мечтаем, что летом мы будем жить в чуме за озером. Я уже сейчас готовлюсь к этой перекочевке, подлатываю нюки, морально готовлю своего мужа к приезду. Как хорошо жить на свежем воздухе, в чуме будет пахнуть дымком! Дети будут приезжать на выходные дни. Это же и есть счастье!

Валентина Ноженникова, корреспондент газеты «Время Ямала»