Добрые традиции Ямала.

В Ярсалинском детском саду «Солнышко» ведется большая работа по знакомству детей с «малой» Родиной – с краем, в котором они живут.

Детский сад – это дом, где ребенку уютно и комфортно, где ждут добрые, заботливые воспитатели, каждый день дарят радость, здесь интересно и весело. В наше время очень актуальна задача воспитания у детей чувства любви к Родине. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому, к месту, где человек родился и живет.

Возможно, это получилось не совсем преднамеренно, но в основу своей работы педагоги «Солнышка» вкладывают пожелания Главы Ямальского района Андрея Кугаевского, прозвучавшие в торжествах при открытии детского сада 7 сентября прошлого года: «Хочется, чтобы этот счастливый дом воспитал настоящих патриотов, настоящих ямальцев, которые делали бы прекрасным будущее Яр-Сале и Ямальского района».

На сегодняшний день воспитание любви к «малой» Родине занимает в образовательном процессе дошкольников большое место. Ярсалинские педагоги и воспитатели проводят занятия по изучению родного края, то есть того, что нас окружает: район, поселок, улица, дом, детский сад — и учат ребят чтить традиции ненецкого народа, знакомят с бытом, традициями и культурой коренных жителей Ямальского района.

-Для этого в первом корпусе детского сада «Солнышко» создан мини-музей, в который вошли экспонаты, отражающие быт, традиции и культуру народов Севера, — рассказывает Елена Вануйто, педагог по родному (ненецкому) языку. — Во втором корпусе нашего учреждения создается совместно с родителями этнографическая зона «тукоця», что в переводе на русский язык с ненецкого означает «огонек». Родители приносят в дар поделки, национальные сувениры, выполненные из бисера, дерева, кости. Сейчас в энто-музее и уголке мы проводим занятия по краеведению и изучению родного языка. Сегодня изучением родного (ненецкого) языка занимаются более ста воспитанников.

Формы подачи национального компонента различны. Педагогами методического объединения по родному языку проводятся развивающие мастер-классы. Например, на мастер-классе под названием: «Сенгакоця -Колокольчик», специалисты знакомят с историей появления первых колокольчиков в тундре, об использовании колокольчиков в повседневной жизни оленеводов. В закрепление урока после подвижных игр ребята изготавливают колокольчик из деревянных бус.

В рамках недели сказок специалистами по родному языку проводится квест-игра под названием «Мы шагаем по дорогам ненецких сказок» для ребят старшей и разновозрастной групп. Здесь ребята отправляются в увлекательное и познавательное путешествие. В ходе игры дети вспоминают знакомые ненецкие сказки, а также узнают новые: «Хутий» («Кукушка»), «Писяко няби тэкоця» («Мышонок и Олененок»), «Вэнеко нядамда пюма», («Сказка о том, как собака искала себе друга»), «Няхар некас» («Три брата»). А задания «Назови персонажей сказки на ненецком языке» и «Скажи название сказки на ненецком языке» вызывают неповторимые эмоции.

Незабываемо проходят недели, посвященные родному краю. В группах воспитателями организовываются выставки книг и рисунков, проводятся занятия, где дети изучают историю родного поселка, ходят в музей на краеведческие выставки. Важным компонентом изучения родного края остается знакомство с ямальскими, известными во всем мире, писателями, путешественниками, художниками.

На прогулочных площадках детского сада ребята играют в ненецкие подвижные игры: «Ловкий оленевод», «Прыжки с места в длину», «Ходьба на лыжах», «Оленьи упряжки». Ребята с радостью играют в команде, проявляя ловкость и быстроту. На занятиях педагоги рассказывают детям о празднике «День оленеводов и охотников», который традиционно проходит на Ямальской земле. Знакомят с национальными видами спорта, соревнования по которым проходят во время национальных праздников.

— Дети многое знают о коренных жителях Ямала, — продолжает Елена Александровна. — Мы раз в неделю проводим с ними занятия по краеведению, а занятия по родному языку два раза в неделю. Знакомим с культурой и традициями северных народов. Ставим инсценировки сказок, рассказываем про национальные праздники, организовываем выставки и конкурсы рисунков.

Вот и в начале месяца во втором корпусе детского сада «Солнышко» прошло вроде бы обычное занятие по краеведению, но как всегда в необычной форме. Дети из подготовительной группы с интересом слушали педагога, который начал урок с почти забытого слова, «люлька».

Люльки в разных местах изготавливались по-разному и из самых разнообразных материалов. Их можно разбить на три группы в зависимости от географического расположения: колыбели центральной части России; колыбели юга России и колыбели Сибири и северной части России. Оказывается в ненецкой культуре она служит первым микрожилищем ребенка, с которого начинается познание окружающего мира. Юные этнопознаватели со старанием пытаются правильно произнести слово на ненецком языке «ебц», что означает колыбель.

-Колыбель ненцев изготавливалась из сосны, — продолжает Елена Александровна, педагог дополнительного образования. — Ребенок закреплялся в колыбели с помощью ремешков. Часто колыбельку украшали колокольчиками, а ремешки — медными пуговицами или бисером. В люльку вместо памперса клали вкладыш из бересты. Во вкладыш насыпали березовую стружку. Поверх стружки клали подшейный волос оленя.

И на этом месте ребята взрываются от смеха. Конечно, памперсы детям нашего времени знакомы, а представить вместо этого стружку и шерсть оленя уже вызывает смех. В закрепление полученного материала юные любители этнографии изготовили колыбель своими руками.

Так, дети с малых лет, знакомятся с бытом и традициями народов Севера. Таким путем зарождается в их чистых душах любовь к малым народам, к окружающим и своей «малой» Родине.

Валентина Ноженникова, корреспондент газеты «Время Ямала»