В Ярсалинской школе-интернате для реализации программы «Доступная среда» провели ряд изменений в планировке здания

В Ярсалинской школе-интернате для реализации программы «Доступная среда» провели ряд изменений в планировке здания

Все родители мечтают о том, что их ребенок вырастет, пойдет в школу, будет добиваться во всем успехов. А есть ли перспектива у детей, которым здоровье не позволяет посещать обычную школу? Как правило, в массовых общеобразовательных школах таких ребят переводят на индивидуальное обучение и педагоги приходит к ребенку домой.

От того, насколько включены дети с ограниченными возможностями здоровья в повседневную жизнь общества, зависит их социальное благополучие, отношение к ним окружающих людей.

В Ярсалинской школе-интернате по графику приступили к  реализации долгосрочной целевой программы «Доступная среда», которая предусматривает создание безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни. Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров – дети с ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей.

Организация доступности для людей с ограниченными физическими возможностями представляет собой непростую задачу. Решить ее в условиях уже существующего здания и территории – значит, устранить все барьеры и преграды путем установки современных технических решений, чтобы свободный доступ могли иметь все посетители, вне зависимости от своих физических возможностей. При этом во внимание берутся потребности людей с ограничениями по слуху, по зрению, а также перемещающихся на креслах-колясках.

В рамках данной программы в образовательной организации выполнили ряд мероприятий. Об этих переменах нам рассказал директор школы-интерната Александр Валерьевич Алисеевич.

— Мы установили на территории школы-интерната парковочное место для маломобильной группы населения. Правда, чтобы попасть на парковочное место, нужно заехать на территорию школы через боковые ворота. На парковочном месте установили сигнальную кнопку, которая работает и подает сигнал на центральный пульт охраны.

Также мы приобрели электрический подъемник и обучили сотрудников квалифицированной работе с этим агрегатом, так что они без труда могут прийти на помощь любому человеку из маломобильной группы населения и помочь беспрепятственно преодолеть путь по лестничному маршруту. Электроподъёмник оборудован специальными ремнями безопасности, при помощи которых кресло фиксируется как положено по технологической карте согласно инструкции применения. И, таким образом, осуществляется подъем по лестничному проему. Ролики подъемника оборудованы специальной противоскользящей резиной, что обеспечивает спокойное и безопасное движение по лестничному маршу к входной двери. Еще приобрели инвалидную коляску на тот случай, чтобы предоставить ее тем, кто во время посещения школы-интерната будет в ней нуждаться.

Для того, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ людям с ограниченными физическими возможностями в этом году в образовательной организации поменяли входную группу, установили на ступеньках противоскользящую плитку, которая обеспечивает более комфортное поднятие по лестничному маршу.

— В самом здании коляску уже снимают с подъемника – продолжает Александр Валерьевич – и уже дальше по зданию человека на коляске сопровождает другой специалист.

В список оборудования для адаптации, который необходим в большинстве случаев для образовательных учреждений по программе «Доступная среда», включает в себя приобретение систем навигации для инвалидов по зрению, это мнемосхемы – план здания и план эвакуации, также тактильные таблички на кабинетах с использованием шрифта брайля, которые дублируют основной информационный текст.

— Маломобильный ребенок проходит обучение на дому, — продолжает директор, — но для сдачи итоговой аттестации он    приглашается в школу и в общем режиме со всеми сдает экзамены. Для более удобного его нахождения в школе-интернате мы провели комплекс мер — адаптировали первый этаж полностью для перемещения людей с ограниченными возможностями. Для этого у входа в школу разместили мнемосхему желтого цвета с со шрифтом брайля для лиц из группы слабовидящих на полу разместили тактильные направляющие, которые дают сигнал о начале пути, поворотах во время движения и окончании пути.

На сегодняшний день в школе-интернате не просто устранили барьеры, здесь обеспечивают комфортное нахождение людей с ограниченными возможностями. Кроме того, при разработке плана мероприятий по программе «Доступная среда» проработали один из важных нюансов, оборудовали санитарно-гигиеническое помещение. Во-первых, путь к санузлам указан тактильными направляющими на полу, во-вторых, перед входом в туалет размещена мнемосхема с расположением санузла, в-третьих, входная группа расширена и выделена светоотражающей лентой, а внутри все как положено по нормам — три поручня и кран с инфракрасным включателем воды. Во всем здании размещены световые маяки, есть информационная бегущая строка, информационный терминал с сенсорным экраном. В комнате охраны размещен телефон с крупными кнопками.

— В нашей школе-интернате обучаются 1569 учащихся, — продолжает Александр Валерьевич – и слава Богу, что у нас нет детей, которые из категории маломобильного населения, но мы все равно организовываем безбарьерный доступ нашего помещения не только детям, но и пожилым людям и беременным женщинам. «Доступная среда» в нашем случае, это — прежде всего, обеспечение доступа к образовательному ресурсу, исключение любой дискриминации учеников и создание специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.

Валентина Ноженникова,

корреспондент газеты «Время Ямала»